Тропы
Тропы
|
Определения
|
Примеры
|
Аллегория
|
Выражение отвлеченных
понятий в конкретных художественных образах
|
Весы – правосудие, крест – вера, сердце – любовь
|
Гипербола
|
преувеличение размеров, силы, красоты
описываемого
|
в сто сорок солнц закат пылал
|
Гротеск
|
Сатирическое
преувеличение, цель которого - высмеять пороки общества. Гротеск часто
приобретает формы фантастического характера.
|
Герои « Истории одного города» Салтыкова -Щедриина: градоначальник с
фаршированной головой, с органчиком вместо головы.
|
Ирония
|
Употребление слова или выражения в
смысле, обратном буквальному, с целью насмешки
|
Откуда, умная, бредешь ты, голова?
|
Литота
|
Преуменьшение размеров, силы, красоты
описываемого
|
Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка
|
Метафора
|
Перенос значения слова по сходству
|
Мертвая тишина
|
Метонимия
|
Замена прямого названия другим по
смежности (т.е. на основе реальных связей)
|
Шипенье пенистых бокалов (вместо: пенящееся вино в
бокалах)
|
Олицетворение
|
Уподобление какого-либо предмета или
явления живому существу
|
Отговорила роща золотая
|
Перифраз
|
Замена слова или группы слов, чтобы
избежать повторения
|
Автор «Горе от ума» (вместо А.С. Грибоедов) Царь зверей (лев).
|
Сравнение
|
Сопоставление одного предмета или
явления с другим (выражаются через союзы как, словно, будто, сравни-тельную
степень прилагательного, творительный
падеж)
|
Яркий, как
солнце
Под ним струя
светлей лазури.
Снежная пыль
столбом стоит в воздухе.
|
Синекдоха
|
Употребление названия части вместо
целого и наоборот
|
Белеет парус одинокий
(вместо: лодка, корабль)
Пуще всего береги копейку ( Гоголь) |
Эпитет
|
Использование определений, прида-ющих
выражению образность и эмоциональность
|
Куда ты скачешь, гордый конь?
|
Фигуры речи, строение предложений.
Фигуры речи
|
Определения
|
Примеры
|
Антитеза
|
Противопоставление (часто выражается
через союзы А, НО, ОДНАКО или антонимы
|
Где стол был яств, там гроб стоит
|
Анафора
|
Повторение слов в начале предложений
или строк, идущих друг за другом
|
Железная правда – живой на зависть, Железный пестик,
и железная завязь.
|
Эпифора
|
Повторение слов в конце предложений
или строк, идущих друг за другом
|
Мне хотелось бы знать. Отчего я титулярный
советник? Почему именно титулярный советник?
|
Бессоюзие или асиндетон
|
Построение сложных предло-жений
или ряда однородных членов без союзов
|
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари… |
Многосоюзие или полисиндетон
|
Повтор избыточного союза
|
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы… |
Вопросно-ответная форма изложения
|
Текст представлен в виде риторических
вопросов и ответов на них
|
И опять метафора: «Живите под минутными домами…».
Что это означат? Ничто не вечно, все подвержено тлену и разрушению
|
Градация
|
Построение однородных членов
предложения по нарастанию смысла или наоборот
|
пришел, увидел, победил
|
Зевгма
|
Шёл дождь и отряд красноармейцев, Сегодня
в Кремле президент принял представи-тельницу ОБСЕ и военную доктрину
|
|
Инверсия
|
Непрямой порядок слов
|
Изумительный наш народ.
|
Каламбур
|
Игра слов
|
Шел дождь и два студента
|
Лексический повтор
|
Намеренное
повторение одного и того же слова в тексте.
|
Простите, простите, простите меня. Ия вас прощаю, и я вас прощаю.
|
Оксюморон
|
Соединение двух противоречащих понятий
|
Живой труп, пожар льда
|
Окказионализмы
|
индивидуально-авторские
слова
|
Громадьё, медногорлый, бесконечночасый, стихачество, пианинить
(В.Маяковский), громокипящий кубок (Ф. Тютчев)
|
Парцелляция
|
Предложение, которое расчленено на
интонационно-смысловые речевые единицы
|
Я видел солнце. Над головой
|
Риторическое восклицание(вопрос, обращение)
|
Восклицательное, вопроси-тельное предложения или предложение с обращением, не
требующие отклика у адресата
|
Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?
Да здравствует солнце, да скроется тьма!
|
Ряды однородных членов предложения–
|
Перечисление однородных понятий
|
Его ждала долгая, тяжелая болезнь, уход из спорта.
|
Синтаксический параллелизм
|
Одинаковое построение предложений
|
Молодым везде у нас дорога,
старикам везде у нас почет |
Умолчание
|
Автор
намеренно недосказывает что-то, прерывает мысль героя, чтобы читатель сам мог
подумать, о чём хотел тот сказать.
|
Я сама не из таких,
Кто чужим подвластен чарам. Я сама… Но, впрочем, даром Тайн не выдаю своих. |
Цитирование
|
Передача в тексте чужих мыс-лей,
высказываний с указа-нием автора данных слов
|
Как сказано в поэме Н. Некрасова: «Ниже тоненькой былиночки
надо голову клонить…»
|
Эллипсис
|
Пропуск подразумеваемого слова
|
Я за свечкой – свечка в печку
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий